Анализ работы
по профилактике и предупреждению суицидов
МБОУ «Скальнинская ООШ
за 2017-2018 учебный год
В МБОУ «Скальнинская ООШ» разработана программа по профилактике и предупреждению суицидов.
Работа по данному направлению разделена на три блока:
-работа с учащимися;
-работа с родителями;
-работа с педагогами.
Профилактика суицидального поведения обучающихся является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Необходимо вовремя заметить тревожные сигналы. Социальная изоляция и одиночество в значительной степени способствуют самоубийствам. Изоляция возникает тогда, когда ребенок ощущает потерю связи со своим ближайшим окружением: с членами семьи, сверстниками, друзьями и другими важными для него людьми. Изоляция часто сочетается с депрессией и переживанием одиночества и отчаяния. Ощущение изоляции часто возникает тогда, когда ребенок сталкивается с негативными жизненными обстоятельствами или другими видами психологического стресса и не может поделиться своими проблемами с близкими.
Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание таких чувств как:
- безнадежность, туманные жизненные перспективы, когда будущее не предвещает ничего хорошего;
- беспомощность – ощущение невозможности контролировать свою жизнь, отсутствие чувства собственной значимости;
- изоляция – чувство отсутствия понимания со стороны ближайшего окружения, отсутствия интереса к ребенку;
- чувство собственной незначительности - уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка.
Чтобы учащиеся нашей школы не чувствовали себя одинокими, беспомощными, чтобы у них не возникало чувство непонимания со стороны ближайшего окружения, в течение учебного года в нашей школе проводилась работа:
- выявление и учет учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии для проведения индивидуальной работы;
- учет семей, в которых возможны факты жестокого обращение с детьми, семейные конфликты (анкетирование, беседы с учащимися). Оперативное информирование школьных инспекторов милиции для организации совместной индивидуальной работы;
-обновление информационных стендов и информации на официальном сайте общеобразовательного учреждения по актуализации данной проблематики(информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в трудной жизненной ситуации);
-незамедлительное информирование ОДН, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц;
-организация общешкольного мероприятия «Здоровый образ жизни»
-вовлечение учащихся в кружки, секции и учреждений ДО
-проведение читательских конференций «Возьми себе в пример героя»
-проведение ролевых игр для учащихся школы «Конфликт в нашей жизни», «Взросление»
-проведение цикла бесед с учащимися 7-9 классов по вопросам предупреждения детского суицида «Как прекрасен этот мир»,«Жизнь одна», «Если ты окажешься на распутье», «Мир моих чувств и эмоций
-беседы с учащимися: «Профилактика стрессовых ситуации и методы их устранения», по проблемам общения со сверстниками, «Мы выпускники» (подготовка к переходу в среднее звено). Занятие с элементами тренинга «Умей сказать нет!» ,«Эмоции и чувства»;
-занятия по подготовке учащихся девятого класса к выпускным экзаменам (ГИА) - «Путь к успеху»
-организация конкурса стенгазет «Не навреди здоровью своему»
-участие в межведомственных операциях «Подросток», «Семья» по выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
-месячник Детского телефона доверия
Для достижения поставленной цели по данной проблеме в течение учебного года также проводилась работа с родителями:
-размещение на стендах общеобразовательного учреждения информации о портале «Я-родитель», а также информация, посвященная здоровому образу жизни «Мы в ответе за них».
-психологическое консультирование родителей по вопросам проблемных взаимоотношений с детьми;
-общешкольное родительское собрание «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения», лекторий «Подростковый суицид», на котором были озвучены и выдана «Памятка родителям по профилактике суицида» и «Рекомендации родителям по ведению бесед с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению», «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению»
Всё это делается для того, чтобы повысить:
- правовую грамотность и культуру родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики асоциального поведения детей;
-ответственность родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;
- мотивацию родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей;
-обучить родителей (законных представителей) и детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики суицидального поведения;
-сформировать у родителей (законных представителей) и детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.
В течение учебного года проводилась методическая и разъяснительная работа с педагогами:
-Инструкция по организации работы в ОУ по профилактике
суицидального поведения учащихся;
-Организация на совещаниях педагогов обзора и обсуждения документов:- уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);- административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);- Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);- нормативные документы по профилактике безнадзорности и защите прав детей
- Семинары для классных руководителей: «Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка», «Суицид и его последствия в подростковом возрасте», «Особенности деятельности должностных лиц ОУ по профилактике подросткового суицида», «Признаки депрессии у детей и подростков», «Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному», «Алгоритм действий классного педагога и социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению»;
-Советы: если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду;
-Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу по
ведению беседы при работе с детьми, склонными к суицидальному и
аддиктивному поведению;
-Семинар для классных руководителей 8-9 классов: «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения»;
- Педагогический совет «Профилактика суицида среди детей и подростков»;
- Направление на обучение педагогов, социального педагога по вопросам профилактики эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений у детей и подростков;
А также вся необходимая и дополнительная информация размещена на сайте нашей школы:
- Материалы рубрики «Рекомендации психолога»
- Для детей и подростков «Хочешь быть успешным –действуй»
- Всё про насилие
- 10 заповедей для родителей
По окончанию учебного года можно сделать вывод по данной программе:
- повысили психолого-педагогическую компетентность родителей;
- установили партнерские отношения педагогов, родителей и обучающихся, создали единого социокультурного пространство;
- создали информационное пространство для родителей и общественности;
- внедрили здоровьесберегающие технологии, формирующие позитивные установки на ЗОЖ;
- оптимизировали взаимоотношения в детско-родительской среде.
В связи с реализацией программы «Профилактика и предупреждение суицидов», в нашей школе не наблюдалось и не наблюдается суицидальных попыток и совершение суицида. Работа по данной программе будет продолжена в следующих учебных годах.